Преподавать «Введение в социологию» — привычное дело для Митчела Дюнье, профессора Принстонского университета, он делал это 30 раз, и учебник, соавтором которого он является, выдержал уже восьмое издание. Но этим летом, когда его предмет превратился в онлайн-курс, ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами: Куда он должен смотреть, когда его лекции снимают на видеокамеру? Как 40 тысяч студентов, записавшихся на его курс, смогут усвоить его идеи? И как он узнает, что они усваивают материал?
Во многом превращение Дюнье из профессора лекционной аудитории в онлайн-инструктора десятков тысяч людей — лишь отражение процесса, который может совершенно изменить высшее образование. Уже сейчас несколько компаний совершенно бесплатно предлагают всем, у кого есть Интернет, элитные курсы университетского уровня, которые ранее были доступны лишь избранным на территории этих университетов за огромные деньги.
Кроме этого, эти Массовые открытые онлайн курсы, или МООК, используют огромное число записавшихся, чтобы преподавать по-новому, применяя технологии краудсорсинга на форумах и при выставлении оценок за работы. Это позволяет преподавателям пользоваться онлайн-лекциями и уделять больше времени на традиционных занятиях общению со студентами.
Распространение МООК может иметь негативные последствия. Менее престижным учебным заведениям, которые уже страдают из-за слишком высокой стоимости обучения, станет еще труднее убедить студентов, что предлагаемое образование стоит заплаченных денег. А многие эксперты выражают сомнение по поводу того, как выставлять оценки учащимся, и предупреждают о возможности мошенничества со стороны студентов.
МООК впервые были представлены на обозрение публики в прошлом году, когда Себастьян Фран, преподаватель Стэнфордского университета, предложил бесплатный курс на тему искусственного интеллекта, который привлек внимание 160 тысяч человек из 190 стран мира. Шквал популярности заставил элитные исследовательские институты по всей стране начать предлагать высшее образование всем в надежде, в конце концов, заработать на этом деньги.
Популярность этих курсов ошеломляет. Миллионы студентов уже сейчас записались на сотни онлайн-курсов, включая те, которые предлагает Udacity, компания Себастьяна Франа, еdX — совместное предриятие Гарварда и Массачусетского технологического института и Coursera -проект Стэнфордского университета, где можно поучится у Дюрье и еще у 200 других преподавателей.
Пока никто не знает, какое будущее ожидает массовые онлайн-курсы, но то, что они пришлись по вкусу широкой аудитории, не вызывает сомнений. Пенсионеры в Индиане считают их возможностью учиться всю жизнь, а жители Индии — своим единственным способом получить работу, требующую наличия высшего образования.
Перед преподавателями также стоят новые непростые задачи. «В начале было очень страшно делать эти лекции без живой аудитории, ты не знаешь, кто тебя слушает и как люди реагируют, — говорит профессор Дюнье. » Я говорю о таких вещах, как расовая принадлежность влияет на уровень интеллекта, про печально известную тюрьму Абу-Грейб и общественные туалеты, и я обеспокоен, что мои лекции могут быть восприняты как пример американского этноцентризма.»
Ответная реакция не заставила себя долго ждать. После выхода первой лекции студенты написали сотни, а затем и тысячи комментариев и вопросов на форуме — слишком много для того,чтобы один человек, профессор Дюнье, мог справиться. Но технология «краудсорсинга» помогла: каждый студент, читающий форум, мог проголосовать и тем самым поднять или опустить вопрос или комментарий. Это позволило Дюнье заметить важные темы и ответить на них в лекциях.
Яндекс.Метрика